- Психология личности преподавателя юридического образовательного учреждения
- Успех жизни и деятельности образовательного учреждения зависит от множества материальных, жилищных, финансовых, нормативно-правовых и иных факторов и условий. Однако все они - лишь предпосылка, условие, возможность достижения успеха. Их превращение в действительность осуществляется работниками постоянного состава, непосредственно участвующими в работе со студентами, курантами и слушателями. слушателями. Главная фигура среди них – преподаватель. Его профессионализм комплексен: он должен быть профессионалом в вопросах содержания преподаваемой учебной дисциплины, профессионалом-педагогом, т.е. специалистом в области психолого-педагогических технологий преподавания и формирования профессионализма у обучающихся, профессионалом-личностью, т.е. человеком с активной и созидательной жизненной и профессиональной позицией, предельно добросовестным и увлеченным отношением к делу, доброжелательным к обучающимся и другими положительными личными качествами. Личность преподавателя оказывает глубокое и разностороннее влияние на формирование личности обучающихся – будущих специалистов органов правоохраны, на авторитет преподаваемой дисциплины, ее усвоение обучающимися, осовременивание образовательного процесса, его развитие и эффективность. Нельзя преподавать в юридическом образовательном учреждении холодно-бесстрастно, только озвучивая знания, с безразличием или отчужденностью относясь к обучающимся.
Комплексное проявление профессионализма преподавателя, как особого свойства его личности, находит воплощение в его профессиональной культуре - высокой степени общего и профессионального развития личности и подготовки, их соответствия специфике преподавательского труда. В процессе становления она проходит уровни: допрофессиональный («новичок»), начальный профессиональный («молодой преподаватель»), средний профессиональный («опытный преподаватель») и высший профессиональный («преподватель-мастер»). Основными структурными компонентами педагогической культуры выступают: педагогическая направленность личности, педагогические способности, специальное мастерство, педагогическое мастерство, культура личного педагогического труда.
На педагогическую работу должны отбираться лучшие специалисты (а не по извращенной логике: «не годен на работе – иди преподавать»), отличающиеся гуманностью, доброжелательностью, высокой моральностью, порядочностью, дидактическими, воспитательными и творческими способностями, общительные, культурные, склонные к внимательному отношению людям, проявляющие повышенный интерес к психологии людей и внимательной работе с ними и помощи им, с развитым интеллектом и творческими способностями, способные быть примером для обучающихся. Лучшие преподаватели те, для которых преподавание – не работа, а жизненное призвание, реализуемой с увлеченностью, страстностью, полной самоотдачей. Грубость, малокультурность, склонность к злоупотреблениям положением, несправедливость, высокомерие, самомнение, необщительность, угрюмость, раздражительность, неумение владеть собой, плохие речевые способности, неумение четко выражать мысли в словах, низкий интеллект, отсутствие интереса к творчеству и работе над собой – противопоказания к педагогическому труду.
Неустанное повышение качества научно-педагогических кадров, уровня их педагогической культуры в каждом образовательном учреждении, на кафедре, цикле, факультете - это исходный пункт, главный рычаг, механизм обеспечения совершенствования и эффективности образовательного процесса, главный резерв в решении стоящих перед образовательным учреждением задач.
(А.М. Столяренко)
Литература: А.М. Столяренко. Преподаватель учебного заведения МВД и его педагогическая культура. – М., 1997; Прикладная юридическая психология…С.258-260
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.